Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на страницах методического кабинета МДОУ ЦРР ДС №165. Здесь вы можете узнать о всех методических мероприятиях, проводимых в нашем ДОУ, познакомиться с приказами и положениями.

Изучаем ФГТ


Интервью с Н. Веракса.






 Примерная образовательная программа дошкольного образования 
«МИР ОТКРЫТИЙ» – это:
  • открытие каждым ребенком окружающего мира, а также самого себя как личности и других людей в этом мире – в процессе собственной деятельности (игровой, познавательной, художественной и др.);
  • открытие новых эффективных инструментов (технологий) развития деятельностных способностей и коммуникативно-нравственных качеств личности, ведущих детей к дальнейшему самообразованию и успешному будущему в школе и в жизни;
  • открытие педагогами новых путей самореализации, смыслов жизни и горизонтов развития – личностного и профессионального;
  • открытие родителями возможности более глубокого понимания собственных детей и новых смыслов в собственной судьбе.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «МИР ОТКРЫТИЙ»

Научный руководитель:
д.п.н. Л.Г. Петерсон

Научно-методический совет:
Л.Э. Абдуллина, к.п.н. А.И. Буренина,  к.п.н. Н.Е. Васюкова, д.п.н. И.А. Лыкова, д.п.н Л.Г. Петерсон,
д.п.н. Рыжова, д.п.н. Ушакова


«Мир открытий» – примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, предназначенная для работы с детьми от рождения до семи лет
Разработана в соответствии с новыми Федеральными государственными требованиями к ее структуре и условиям успешной реализации (утвержденными приказом № 655 Министерства образования и науки Российской Федерации 23.11.09). Содержание программы «Мир открытий», воплотившее результаты новейших достижений отечественной и мировой науки о дошкольном детстве, отвечает запросам современного общества.
Концептуальные идеи программы «Мир открытий» основываются на системном анализе образовательной ситуации в современной России. Выявлены основные тенденции и намечены пути поиска новых ответов на главные вопросы современного образования:
  • Каким видит современное общество человека будущего?
  • Какие качества нужны современному выпускнику школы и, соответственно, дошкольного образовательного учреждения?
  • Как организовать современный образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для успешности человека в учебе и жизни во всех ее проявлениях?
  • Как проверить полученный образовательный результат в соответствии с поставленными целями?
  • Как подготовить педагога – воспитателя и учителя – к решению стоящих перед ним задач?
Особенностью нашего времени является то, что ответы на эти и многие другие вопросы модернизации системы современного образования следует искать в контексте непрерывности образовательного процесса. Причем не только между «смежными» ступенями образования, но и в течение всей жизни человека – сначала в дошкольном детстве, затем в процессе его обучения в начальной и средней школе, впоследствии – в процессе подготовки к профессиональной деятельности в колледже и вузе. Это обеспечит успешную самореализацию личности в мире труда, счастливую жизнь в семье и готовность к саморазвитию в системе дополнительного профессионального образования. Родители станут единомышленниками и партнерами педагога.
В представленной концепции описан общий методологический подход к решению вышеобозначенных вопросов в новой общеобразовательной программе дошкольного образования «МИР ОТКРЫТИЙ».
При разработке программы авторы опирались на концептуальные идеи классической педагогики, идущей от Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, А. Дистервега, И. Песталоцци, Д. Дьюи. А в России – от П.Ф. Каптерева, Д.И. Писарева, Л.Н. Толстого, К.Д.Ушинского и др. Учитывались основные положения психолого-педагогических теорий – современных (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина) и новейших (А.Г. Асмолова, Д.Б. Богоявленской Л.А. Венгера, В.Т. Кудрявцева, В.И. Слободчикова).
В основу программы «Мир открытий» положена новая концепция, реализующая системно-деятельностный подход в современном образовании на основе общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), представленная в дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»).
Центр Петерсон «Школа 2000…»
info@sch2000.ru


Н. В. Федина о новом дошкольном образовании


Нина Федина. Программа «УСПЕХ». Коротко о главном.
Программа «Успех» — это образовательная программа нового поколения. В центре программы — ребенок начала ХХI века. Он не хуже и не лучше, чем, например, ребенок 90-х годов ХХ века. Он просто другой. И программа учитывает ту социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей.
Программа с октября 2009 года по декабрь 2010 года проходила апробацию в 7 пилотных регионах субъектов РФ: Московской, Липецкой, Челябинской областях, Карачаево-Черкесской Республике, городе Санкт-Петербурге, Ставропольском и Хабаровском краях. Детские сады для апробации выбирались по двум формальным критериям: 1) городского (в условиях большого и малого городов) и сельского типа местности; 2) с группами общеразвивающей и оздоровительной направленности (то есть детский сад, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад общеразвивающего вида). Принципиальным моментом в ходе апробации было исключение из перечня участников такого вида ДОУ, как центры развития ребенка. Как правило, в указанных центрах в достаточной мере используются инновационные программы, методики, технологии; работают квалифицированные, подготовленные соответствующим образом педагоги; отмечается наличие крепкой материально-технической и учебно-материальной базы. Авторскому коллективу программы «Успех» важно было ответить на вопрос: возможен ли уже сегодня переход дошкольного образования к тем концептуальным положениям, что заложены в ФГТ и подготовлены последними десятилетиями развития дошкольной педагогики и психологии?
Путь, который прошли участники апробации программы, можно назвать, по меньшей мере, нелегким, так как работать приходилось «с нуля», начиная с методического обеспечения программы и заканчивая специальной подготовкой педагогов по организации образовательного процесса в условиях совместной (партнерской) деятельности взрослых и детей.
Итоги первого года апробации позволили сформулировать несколько принципиальных выводов:
  • дети стали чувствовать себя намного комфортнее с взрослыми и сверстниками как в детском саду, так и в семье;
  • значительно повысился профессиональный уровень всех «взрослых» участников апробации;
  • качественно изменился характер взаимоотношений и взаимодействия между педагогами и родителями воспитанников;
  • «жить» в детском саду стало намного интересней как детям, так и взрослым.
В программе «Успех» впервые учитываются особенности гендерного воспитания, основной целью которого является овладение способами общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, а также формирование собственной гендерной идентичности (осознание себя в качестве представителя определенного пола).
Программа полностью меняет характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками. Они — партнеры по интересным, занимательным делам. И хотя это партнерство не предполагает установления полного равноправия (взрослый все-таки остается более опытным и мудрым «партнером»), оно исключает манипулирование ребенком, потому что ребенок — это не объект управления, а равноценный, развивающийся человек.
Образовательная работа осуществляется не на традиционных учебных занятиях, которые часто не слишком интересны ребенку дошкольного возраста («учиться» на них обязательно надо, иначе  взрослые будут недовольны!), а в ходе организации детских видов деятельности. Значимость и интерес к данным видам деятельности обеспечиваются построением образовательного процесса на основе календаря праздников (событий). Ведь события, в отличие от учебных занятий, можно с нетерпением ждать, готовиться к ним, проживать их вместе со своей семьей, сверстниками, воспитателями. Темы праздников (событий) понятны детям и вызывают у них положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения соответствующей мотивации в образовательном процессе. Авторы программы предлагают включить в календарь:
  • события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества);
  • явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей);
  • явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);
  • мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);
  • традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери);
  • наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).
Игре в программе «Успех» отводится самое продуктивное время в первой половине дня, потому что игра (сюжетная, с правилами) — ведущая деятельность дошкольного возраста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок будущей учебной деятельности, решение таких сложных задач, как формирование целостной картины мира, кругозора современных дошкольников.
Программа построена таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повседневной образовательной работы учитывать индивидуальные особенности и темпы индивидуального развития детей.
И, наконец, самое главное. Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным. Успех — это и признание окружающих, и одобрение достижений. Но успех не появляется из ниоткуда по мгновению волшебной палочки. Успех — это еще и результат правильно организованного, полноценного развития детей.
Авторский коллектив программы «Успех» желает успеха всем дошкольникам России и их родителям!


Нормативно-правовое обеспечение перехода ДОУ на ФГТ

 Федеральный уровень:
• Закон РФ «Об образовании»
• САНПиН 2.4.1.2660-10 . Изменения №1 к СанПиН  2.4.1.2660-10
• Постановление правительства РФ от 12 сентября 2008 № 666 «Об утверждении положения о дошкольном образовательном учреждении»
• Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
• Письмо Минобрнауки органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21 октября 2010 № 03 - 248
·   Письмо Минобрнауки РФ от 22 июля 2010 № 03 – 13 органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования
Региональный уровень:
• Приказ МОиН Челябинской области № 01-883 от 24.05.2011г «О реализации  ФГТ  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в учреждениях Челябинской области, реализующих программы дошкольного образования».
·  Приказ МОиН Челябинской области № 1529-у от 11 октября 2011 «Об организации работы по  введению в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в учреждениях города Челябинска, реализующие программы дошкольного образования»
Локальный уровень:
·        Устав ДОУ
·    Приказ, положение о создании творческой группы.
Цель: обеспечение поэтапного перехода дошкольного учреждения к внедрению ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
·        Приказ и план мероприятий по введению Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в ДОУ.

Перечень материалов по ФГТ .

1. Федина Н.В. Дошкольное образование в Федеральной программе // Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». 2008. – выпуск 1(16).- С.4.
2. Федина Н.В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 7-12.
3. Федина Н.В. Некоторые аспекты разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 13-15.
3. Федина Нина. Куда свернуть? Дошкольное образование – на развилке // Дошкольное образование. 16-31.8.2008. - № 16(232). – С. 10.
4. Федина Н.В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России // Перспективы развития системы дошкольного образования в Российской Федерации. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2008. - № 3. – С. 26-36.
5. Федина Н.В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: история вопроса и проблемы разработки // Образование старших дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 4-5 июня 2008 года, Москва / Сост.Н.А.Песняева. – М.: АПКиППРО, 2008. – С.25-29.
6. Федина Н.В. Концептуальные основы определения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы. // Инновационные технологии предшкольного образования: Материалы научно-практической конференции. – Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ – М., 2008. – С.15-22.
7. Федина Н.В. О проекте федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - № 1. – С.45-51.
8. Федина Н.В. Перечень требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - № 2. – С.40-47.
9. Федина Н.В. Требования к результатам освоения программ дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - № 3. – С.53-63.
10. Федина Н.В. Характеристика муниципальной системы дошкольного образования и условия повышения ее эффективности: учебно-методическое пособие к курсу по выбору. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2009. – 138с.
11. Федина Н. Десять причин пересмотра дошкольных СанПиН. // Дошкольное воспитание. 2009. - № 6. – С. 4-8.
12. Федина Н.В. Основные концепты проекта федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. // Региональное образование: современные тенденции. Информационный и научно-методический журнал. 2010. - № 1. – С.104-109.
13. Федина Н.В. О концептуальных подходах к разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. // Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. – Том № 1. – С. 10-20.
14. Федина Н.В. ФГТ: найти 10 отличий// Обруч. 2010. - № 2. – С.6-7.
15. Скоролупова О.А., Федина Н.В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2010. - № 5. – С.40-45.
16.Федина Н.В. Стандартизация российского дошкольного образования: проблемы и перспективы // Международная научно-практическая конференция «Управление качеством дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы» : материалы науч.-практической конф., Минск, 13-14 мая 2010 г. / [под общ. ред. Г.Г.Макаренковой и др.]. – Мозырь : Белый ветер, 2010. – С. 398-405.
17. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание. 2010. - № 7.
18. Федина Н.В. Понятие основной образовательной программы в современном дошкольном образовании // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2010. - № 5.
19. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Организация образовательной деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2010. - № 8.
20. Грек Ю.В. Организационно-педагогические условия управления дошкольным образовательным учреждением для детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников // Логопед в детском саду. 2008. - № 9-10 (34-35).
21.       Грек Ю.В. Типовое и видовое разнообразие ДОУ \\ Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008. – № 10 (16).
22.       www. Doshcolniki.ruраздел «Дошкольное образование: ресурсное обеспечение основной общеобразовательной программы»
23.       www.isiorao.ru — раздел «Дошкольное образование»